Как выбирать партнеров по бизнесу

С чем придется столкнуться
Когда начинаете бизнес, вам может быть страшно, денег не так много, и все тянуть на своих плечах не очень хочется. Вы рассуждаете так: «Возьму-ка я в бизнес-партнеры своего друга». Это может быть друг по жизни, одноклассник или однокурсник. Либо берете нескольких друзей и распределяете доли поровну, как вам кажется, по справедливости. Но когда сталкиваетесь с вопросами распределения работы, прибыли и ответственности, получается полная жопа.
Распределение работы
Когда взяли человека себе в партнеры, спустя время задумаетесь: кто из вас больше работает? Если вы мужчина, и у вас есть девушка или супруга, она как собственница инстинктивно тянет все «в пещеру» к домашнему очагу и начинает вам ездить по мозгам: «Ты делаешь больше всех, а партнер сидит у тебя на шее. Зачем ему столько платить?» Это еще вероятнее услышать, когда делитесь с ней бизнес-информацией, кому и сколько платите, кто какую работу делает. Она настраивает вас против партнера, а у того дома происходит то же самое. Когда вы встречаетесь, для конфликта достаточно малой искры. Есть пословица: «Если хочешь разрушить отношения, начни их выяснять». Это выяснение приводит часто к ссоре и проблемам. Партнер может реально халтурить и не делать обещанный объем работы. Тогда понимаете, что он вас надул: долю ему отдали, а работу тянете сами.
Распределение прибыли
Когда пошли деньги, распределяете прибыль по долям, и сталкиваетесь с ощущением несправедливости. Оценить работу другого человека тяжело, и кажется, что он делает меньше.

В каком порядке правильно делить прибыль:
  1. Выплатить зарплату себе, сотрудникам, партнеру;
  2. Вычесть деньги на реинвестиции;
  3. Оставшуюся чистую прибыль поделить в конце года.
Сколько реинвестировать? Из-за этого вопроса часто разгорается конфликт: партнер хочет вытащить деньги из бизнеса и потратить на себя, а вы хотите вложить в бизнес, чтобы он стал еще больше.
Распределение зон ответственности
Сотрудники не понимают, кому из вас подчиняться: вы и партнер ставите противоречивые задачи, даете противоречивую информацию. Неясно, чьи задания имеют больший приоритет.


Как со всем этим разобраться? Самое правильное и простое — быть 100% собственником. Если такой вариант не получается, пропишите на бумаге понятийные договоренности об ответственности и обязанностях каждого: что происходит при невыполнении обязательств, при выходе кого-то из состава учредителей.

Важно брать в партнеры честных людей, чьи жизненные ценности близки вашим. У вас могут быть разные характеры, интересы, эрудиция, профессия, но ценности должны быть близки. Если считаете, что надо быть честным, достойно платить за работу, он должен думать так же. Партнер должен принимать активное участие в оперативной работе компании. Если он участвует лишь деньгами, он инвестор.

Один из моих первых бизнесов был по строительно-ремонтным работам. Его открывал с двумя друзьями-одноклассниками, которых давно знал. Вот что из этого получилось:
Как проверить партнера на «вшивость»
Отзеркалить предложение
Применяю этот метод к предложениям от других компания, которые мне поступают как бизнес-тренеру: предлагать клиентам за комиссию софт, услуги, оборудование для офиса и другие продукты. Я предлагаю встречно: «Давайте вы будете продавать наши тренинги, а мы заплатим вам такую же комиссию?». На это оппонент уходит в глубокую задумчивость. Он не готов так делать и понимает свое невыгодное положение, ведь его менеджеры должны обучиться презентовать наш продукт и обрабатывать возражения. Еще нужно органично перейти от одного продукта к другому, которые не всегда близки, и клиента такое соседство может удивить: «У нас есть классные тачки, а еще есть неплохие шерстяные носки. Возьмете?». А вдруг товар или услуга партнера окажутся плохими, и ваш клиент отморозится, потому что рекомендовали вы, и на вас есть моральная ответственность? Если ваш партнер не готов к аналогичным условиям, которые сам предлагает, это плохое предложение.

Метод подойдет и для переговоров с клиентами. Например, вас просят продать с отсрочкой. Спросите клиента, готов ли он свой продукт продать с отсрочкой.
Обсудить затраты
Есть деловая пословица: «Если вы не дошли до денег, разговора по делу еще не было». Спросите партнера: «Сколько ты готов вкладывать денег и в каких случаях?». Сводите разговор к конкретным суммам. До этого момента договоренностей у вас нет.
Представить развод
Обсудите, как будете расходиться и делить бизнес. Настаивайте на этом, даже если оппонент говорит, что все будет хорошо, и не надо об этом думать. В ходе обсуждения появится много вопросов, которые покажут настоящее лицо партнера.
Посмотреть человека
Для этого нужно совместное мероприятие: сходить с партнером в горы или турпоход, сделать непростое дело, поиграть друг против друга на командно-образовательном тренинге. Есть пословица: «Прежде чем вступать супружеские отношения, нужно поклеить вместе обои». В непростом мероприятии человек проявит себя. Увидите, что он раздражается, подставляет и так далее. Самое простое — с этим человеком побухать. Мой отчим говорил: «Если чувак выпил и ведет себя агрессивно, расти от него подальше». В самый неподходящий момент он так же включит агрессию — с вами, сотрудниками или с налоговой. Это перечеркнет его достоинства.
Посмотреть его окружение
Открываете соцсети и смотрите, кто у вашего будущего партнера в друзьях, что у него на фото, кто его друзья, какие мероприятия он посещает. Посмотрите его жену или девушку, родителей — можно попросить с ними познакомить. Так сделаете выводы о нем, о его жизненных приоритетах и ценностях. Если потом замечаете нечестную игру, вы недостаточно проверили его самого или его окружение.


Партнер может изначально не так сильно хотеть открыть бизнес, как вы. Если берете человека, потому что он вам нужен, и навешиваете на него обязательства, через какое-то время он откажется. Я сам наступал на эти грабли, когда открывал бизнес и думал, что нужны друзья, потому что один умеет делать ремонт, а другой может подвезти контракты. Правильная ситуация — когда партнер понимает степень своей ответственности. Не рекомендую вести дела с глупыми людьми. Они могут подставить по своей глупости, а не злому умыслу, и окажетесь крайним.
Made on
Tilda