Изобретательские методы продаж
Многие предприниматели работают по старинке и прямолинейно. Однако в бизнесе тоже есть место изобретениям, как и в механике, физике, химии и других областях. Для разминки попробуйте решить пару изобретательских задач и наблюдайте за ходом своих мыслей.
Задача 1.
На кремлевских башнях есть красные звезды диаметром около 5 м. Ветер оказывает большую нагрузку на конструкцию, из-за этого звезда начинает раскачиваться, гнуть ось и может упасть. Что нужно сделать, чтобы это не произошло?
Решение
Сделать поворотный механизм, чтобы звезда поворачивалась боком к ветру. Для этого нужно сместить ось от центра фигуры. Таким образом, звезда станет флюгером.
Задача 2.
В Первой мировой войне у самолетов была проблема: в полете колеса неподвижны, а в момент соприкосновения с землей при посадке они начинали резко вращаться, из-за этого резина быстро изнашивалась. Как это исправить?
Решение
Верхнюю часть колеса нужно прикрыть крылом, как на велосипеде. Это придаст вращение при обтекании воздухом, и колесо не будет статичным при посадке.
При решении подобных задач многие пытаются придумать сложный механизм. Так происходит, потому что в школе и вузе учат думать прямолинейно, и мы привыкаем усложнять. Неправильный прямолинейный путь с усложнениями на каждом шагу не позволит добиться жизненных целей.

Советский изобретатель Генрих Альтшуллер придумал систему быстрого поиска эффективных технических решений — теорию решения изобретательских задач. Для применения в науке ее нужно нужно изучать несколько лет, поскольку там важна точность 95% и выше. Для решения бизнес-задач высокая точность не обязательна. В 2005 году исследователи из Гарвардского университета опрашивали людей двух категорий: с годовым доходом до $30 000 и более $1 000 000. Им задавали вопросы-кейсы о том, как спрогнозировать поведение другого человека в разных ситуациях. Я не помню точные цифры, но суть примерно такая: бедные люди угадывали поведение в 5% случаев, богатые — в 7%. То есть всего 2% точности в прогнозе позволяют быть гораздо успешнее.
Метод ТРИЗ в бизнесе
Его можно свести в двум шагам:
I. Сформулировать цель через противоречие.
Пример: как для башни сделать звезды с большой парусностью, чтобы ветер не был помехой. Частая ошибка — искать решение без формулировки цели.

II. Выбрать подходящий метод решения из списка:
  1. Изменение состояния.
  2. Предварительное действие.
  3. Дробление.
  4. Замена среды.
  5. Вынесение за / смещение во времени.
  6. Колебание.
  7. Ускорение.
  8. Изменение окраски.
  9. Копирование.
  10. Наоборот
  11. Местное качество
  12. Дешевая недолговечность вместо дорогой долговечность.
  13. Повышение давления.
  14. Отбросить части.
  15. Избыточное действие.
  16. Композитный материал.
  17. Посредник.
  18. Переход в другое измерение / новая характеристика.
  19. Универсальность.
  20. Специализация.
  21. Обратить вред в пользу / минус в плюс.
  22. Амортизирующая среда.
  23. Асимметрия / поворот.
  24. Переход количества в качество.
  25. Экономия на масштабе.
  26. Использование дешевых работников.
  27. Стандартизация.
  28. Самообслуживание.
  29. Пендаль.
  30. Матрешка.
  31. Суперприз.
  32. Обратная связь.
  33. Заход снизу / сбоку / с другой стороны.
  34. Антидействие.
  35. Анестезия.
Дальше покажу применение методов: кейсы 1-2 — из моей практики, кейсы 3-6 разбирали с участниками стрима в режиме мозгового штурма.
Кейс 1. Как мотивировать сотрудников
У клиента сеть розничных магазинов. Менеджеры работают неэффективно: сидят за прилавком и болтают, по торговому залу не ходят, товар клиентам не предлагают. Контроль через камеры наблюдения и тайного покупателя не помогает. Выговоры и штрафы бесполезны.

Для тренировки сначала попробуйте сформулировать цель через противоречие.
Цель:
Продавцы активно подходят к клиентам без контроля.
Решение:
Я предложил вариант «Тайный благодетель»: человек дает продавцу 5 тысяч наличными, если его хорошо обслужили, делает фотографию менеджера для корпоративного портала. В конце года среди всех призеров разыгрывают 50 тысяч рублей. Это метод №31 «Суперприз».
Кейс 2. Как открыть завод по производству газобетона, когда нет денег, здания и оборудования?
Решение:
Идею подсказал клиент. Подать заявку на производство линии без аванса, дать объявление о производстве газобетона по предоплате и низкой цене с обязательством поставить его через 3 недели под предлогом перегрузки заказами. На деньги от клиентов оплатить оборудование. В первый же день после его поставки изготовить газобетонные блоки для ангара, и останется повесить двери и положить крышу. Потом рассчитаться по обязательствам с клиентами, отработать какое-то время в одном регионе и переехать в новое место. Это метод №5 «Смещение во времени».
Кейс 3. Что сделать, чтобы клиент заходил в нашу точку «кофе с собой», когда рядом есть такие же?
Варианты решений:

  • №5 «Вынести за» — разносчики кофе, у которых можно купить на ходу и не подходить к точке;
  • №20 «Специализация» — конкретный сорт кофе или кофе с булочкой;
  • №28 «Самообслуживание» — безлимитный кофе;
  • №31 «Суперприз» — купить кофе и выиграть второй.
Кейс 4. Как продать картонный освежитель воздуха для авто по 100, когда на другой заправке похожий по 60?
Варианты решений:
№1 «Изменить состояние» — сделать так, чтобы клиент возбудился:
  • симпатичные девушки флиртуют и улыбаются;
  • девушка дает себя понюхать — освежители с разными запахами на разных частях тела;
  • купюру 100 ₽ девушка просит положить в кошелек-трубочку на груди.
Кейс 5. Как создать дополнительный доход, когда все время уходит на основную работу, живешь в небольшом городе, и нет первоначального капитала?
Варианты решений:
  • №1 «Изменить состояние» — получить дополнительное образование и навык, чтобы применять на текущей работе и больше зарабатывать;
  • №7 «Ускорение» — повысить свою производительность, меньше отвлекаться, брать с собой обед, экономить время на столовой и уходить раньше;
  • №17 «Посредник» — заняться дополнительной работой, где основную часть сделает супруга. Либо часть основной работы переложить на фрилансера. Параллельно предложить клиенту сопутствующий продукт уже от вашей собственной фирмы.
Кейс 6. Как продавать кухни в Москве без офиса, демонстрационного зала и продавцов, с производством в другом городе?
Варианты решений:
  • №1 «Изменить состояние» — сайт вместо офиса c хорошими фотографиями и обучающими видео о выборе материала;
  • №5 «Вынести за» — промоутер ловит клиентов в торговой сети и дает визитку: «Возьмите то же самое без посредников»;
  • №17 «Посредник» — агенты (управдомы, прорабы) рекомендуют за фиксированный бонус либо дают телефон хозяев квартир. Еще можно договориться с менеджером мебельного салона, чтобы тот давал визитки клиентам, которым в магазине «дорого»
Made on
Tilda