Почему клиент покупает
Причина для покупок всегда одна — зависть. Вы хотите товары и услуги, потому что видели, как ими пользовались другие люди. Давайте проверим это утверждение. Вы согласны, что айфон и другие продукты компании Эпл востребованы на рынке? А вы бы их купили, если бы видели рекламу, знали о существовании таких телефонов и компьютеров, но ни разу не видели, чтобы кто-то ими пользовался? Нет, не купили бы, потому что для покупки нам нужно завидовать другому человеку. В рекламе фитнес-центров часто показывают накачанного парня рядом с симпатичной девушкой. Глядя на это, много мужчин идут заниматься в спортзал не ради красивого тела, а чтобы их тоже любили девушки, которым нравится красивое тело. Производители жвачки приучили к ней людей не потому, что это полезно или вкусно, а благодаря актерам рекламы с белоснежными зубами и приятным запахом изо рта.

Недостаточно просто нахваливать товар и рассказывать о преимуществах — это будет слабая реклама. В ней должен присутствовать человек, которому потенциальный покупатель может позавидовать. Генератором зависти была реклама «МММ»: она показывала не только, как Леня Голубков вложил деньги и заработал, но и как их собирался их потратить: купить жене сапоги, что в 90-е для многих было непросто.

Исследования мозговой активности человека при просмотре рекламы показали: она в разы выше, когда продукт в кадре показывает человек — тот, кому можно позавидовать. Зависть нельзя искоренить. Она — часть природы человека и двигатель прогресса.

Условно зависть можно разделить на 9 психологических мотиваторов к покупке. В В2В часть из них не работают, поэтому большинство примеров приведу для потребительских товаров. Все мотиваторы легко запомнить по аббревиатуре КУПОЛВАЗД.

Психологические мотиваторы к покупке

К — комфорт
Очки — хорошо сидят, одежда — удобная и по фигуре, обувь — не жмет и не натирает, квартира — просторная и в районе с хорошей инфраструктурой. Люди готовы купить конкретный продукт, потому что он комфортнее того, что есть сейчас, либо купить у конкретного продавца, который комфортнее других.

Компания Hoffmann одной из первых в Европе стала продавать по каталогам оборудование, запчасти и расходники. Там были фотографии и характеристики товара с ценой, скидки от объема, мотивационная программа для закупщиков: система бонусов, которые можно было использовать для приобретения полезных в быту вещей. Каталоги бесплатно распространяли по предприятиям. Компания стала одним из лидеров продаж, потому что многим покупателям так было удобно: не нужно звонить разным поставщикам, узнавать цену и переживать, что ее завысят.
У — уверенность
Надежная металлическая дверь, чтобы не обворовали. Средства самообороны, чтобы было меньше проблем на улице. Софт для проверки контрагентов, чтобы снизить риск кидалова по предоплате. Изделие дороже, потому что дольше прослужит. Более дорогие продукты питания, потому что убеждает качество, и ниже вероятность отравиться.
П — престиж
Тут просто: продукт престижный, модный, дизайнерский, брендовый.
О — общение
Клиенту нравится говорить с продавцом, поэтому он готов купить, даже если можно поискать дешевле. Общение и хорошие личные отношения позволяют продавать дороже.
Л — любознательность
Люди готовы что-то приобрести и даже переплатить, потому что хотят попробовать новое. Для некоторых клиентов интрига — очень важный мотиватор.

Представьте, что Эпл начали рекламировать коробочку 10×10×10 сантиметров. Что внутри — компания не говорит, но утверждает, что продукт пригодится многим, кто уже пользуется ее устройствами. Стоит это $100. Будет ли в магазинах очередь за коробочкой? Да, огромный ажиотаж. Хотя ничего не понятно, но будет очень интересно, потому Эпл никогда не лажали.

Однажды мы со знакомым обсуждали, как использовать этот мотиватор для продвижения бизнеса:
В — выгода
Почему в В2В закупщик хочет купить дешевле? Он предполагает, что где-то можно купить дешевле, и если эту возможность не найдет, будет не таким хорошим специалистом. Это зависть, что кто-то окажется умнее и профессиональнее отожмет скидку у поставщика.
А — авторитет
Некоторые готовы покупать, если им посоветует покупку человек, которого они считают авторитетом. Брендовый продукт или нет — не важно.

Однажды журналисты опубликовали фотографию Романа Абрамовича с электронными часами Polar за $100. В них нет ничего особенного, но спрос на модель резко вырос, потому что ее носит известный и очень богатый человек.

Клиент рассказал такую историю. В одном городе открылся салон БМВ, и менеджер уговаривал одного бизнесмена купить у него машину. Тот приобрел Мерседес и однажды снова приехал в автосалон, где его знакомые выбирали себе машины. Там бизнесмен со всеми поздоровался, и один из присутствующих спросил: «А че ты Мерс взял? На нормальную тачку денег не хватило?». Видимо, мнение этого человека для него было важным, потому что в течение недели он продал свой автомобиль и купил БМВ. Раз эту марку приобрел значимый для него человек, ездить на другой было уже не солидно.
З — здоровье
Мы завидуем людям, которые здоровее, сильнее, сексуальнее, красивее нас.
Д — дети
То, что жалеем купить для себя, легко покупаем детям. У меня на коучинге был бизнесмен, который хорошо зарабатывал, но ничего для себя не покупал. В гардеробе у него была была буквально пара рубашек, пара брюк, несколько пар нижнего белья, одна куртка, одна шапка. Супруга тоже одевалась очень скромно и разделяла его точку зрения. А вот их дети купались в роскоши, хотя такое отношение не сделает их счастливыми, и они вряд оценят то, что им дают.
В сфере продаж соответствующие мотиваторы к покупке нужно использовать для эффективной рекламы продукта. В других областях человеческих отношений тоже заметите их проявления:
Made on
Tilda