Необходимость встречи зависит от ее экономической целесообразности. Чем сложнее продукт и больше прибыль, тем с большей вероятностью нужно ехать к клиенту, и это окупится. Когда речь идет о больших деньгах, клиент хочет «пощупать» продукт, посмотреть на вас и оценить, не бросите ли вы его. В продаже сырья, инструментов, расходных материалов, программного обеспечения сумма одной сделки и маржинальность могут быть небольшими, однако клиенты покупают регулярно в течение длительного времени, поэтому с ними тоже правильно закрепить контакт на встрече.
С клиентом можно общаться в переписке, по телефону и на встрече — лично или по видеосвязи. Понять разницу между этими каналами можно через аналогию разной скорости передачи данных.
Представьте, что когда-то в интернет выходили через модем, который подключался к обычному городскому телефону. При скорости 30−50 килобит в секунду фотографию можно было скачивать пару минут, а о загрузке видео нечего было и думать. На нестабильный и медленный интернет похожа переписка в почте: слабое воздействие на клиента, продать можно недорогой продукт импульсного спроса с большой скидкой.
В начале 2000-х в России появился проводной интернет со скоростью 3−5 мегабит. Отправлять и скачивать фото — без проблем, загружать видео тоже можно, но не быстро. В продажах это сопоставимо с разговором по телефону: помимо слов, клиент слышит вашу интонацию, тембр, лексику. Это дает больше возможностей на него повлиять.
Высокоскоростной интернет — это личная встреча, где включаются все каналы восприятия: пять органов чувств плюс интуиция. Некоторые менеджеры думают так: «Зачем встречаться с клиентом, если могу все отправить по почте или рассказать по телефону?». Здесь вопрос не в передаче информации, а в степени воздействия. При личной встрече оно в разы сильнее, поэтому можете продать то, что не удавалось по телефону или в переписке.
По мере развития технологий личные встречи будут уходить на второй план, но не исчезнут. Робот способен полностью заменить человека в некоторых профессиях, но в продажах — лишь частично, и профессиональные менеджеры будут востребованы и через 100−200 лет. Почему я так считаю? Многие люди принимают решение не только на основании того, что слышат и видят. Еще есть интуитивная оценка собеседника, которая возможна только в контакте человека с человеком. Здесь мы соприкасаемся с тем, что называется тонким информационным планом. Карл Густав Юнг называл это коллективным бессознательным, а экстрасенсы — биополем. Большинство людей хорошо его чувствуют благодаря интуиции. Она считывает большое число параметров и на основе предыдущего опыта делает вывод, можно ли доверять оппоненту, и кто перед вами: хитрец, предатель, дурак, хороший и так далее. Интуиция, как шестой орган чувств, активна только при общении с человеком. Поэтому личная встреча понадобится даже через сотни лет для продвижения какой-то идеи.